Мифы про смазочные материалы

Смазочные материалы — вещества, обладающие смазочным действием. Применяются для смазки трущихся деталей машин и приборов, а также при обработке металлов давлением. В качестве смазочных материалов используют жидкие масла преимущественно нефтяного происхождения, синтетические масла, пластичные смазки, твёрдые вещества (графит, дисульфид молибдена, полимеры с наполнителями), газообразные вещества (воздух, пары углеводородов, галогенопроизводные метана и др.) и поверхностно-активные вещества (мыла, глицерин и пр.). По агрегатному состоянию, свойствам и назначению разделяются на группы и сорта. Прогресс идет вперед семимильными шагами, появляются новые механизмы, усовершенствованное оборудование, особенности обслуживания которого порой несколько отличаются от ухода за привычным для технических специалистов предприятий, но несколько устаревшим оснащением. Ошибочные представления о смазочных материалах, сохраняющиеся у некоторых техников на протяжении десятилетий, способствуют появлению немалого количества мифов и неверных суждений, совершенно не отражающих особенностей современных технологий смазки. Наша цель — развеять наиболее расхожие мифы о промышленных смазочных материалах.

Все смазки — на одно лицо. Смазочные материалы по большому счету выполняют одну функцию, но различия между ними все-таки есть, и немалые. Некоторые вполне очевидны (вязкость, цвет и т.д.). Другие, не менее значимые, качества невозможно определить "на глаз", но следует учитывать, подбирая нужный смазочный материал. Следует помнить, что каждый из сотен промышленных смазочных материалов, содержит присадки, смешанные специально для определенного применения. Именно использование неподходящего смазочного материала может стать причиной выхода из строя механизмов, в то время как применение смазки, обладающей нужными качествами, способствует повышению эффективности работы станка и продлению срока эксплуатации оборудования.

Вырабатываться масло не может.Под воздействием рабочих температур свыше 65 °С масло окисляется и может загустеть. Через некоторое время (продолжительность которого зависит от качества масла и рабочей температуры) на оборудовании образуется пленка — следы отстоя смазочного материала. Чтобы этого избежать, следует периодически менять масло в механизмах (раз в полгода или раз в год — в зависимости от температуры, при которой работает оборудование).

Главная причина выхода оборудования из строя — старое масло. Это не совсем так. Чаще оборудование ломается или когда применяется неподходящий смазочный материал, или же если в смазке высока концентрация загрязнителей (особенно грязи и металлических частиц, вызывающих досрочный износ и поломки механизмов). Чтобы правильно выбрать смазочный материал, достаточно обладать информацией о его физических характеристиках, информация о добавках малозначима, на нее можно внимания не обращать. Смазочные материалы производятся нефтяными компаниями по определенным стандартам, но ни по цвету, ни по температуре воспламенения и плотности невозможно определить, какими преимуществами или недостатками обладает данный смазочный материал, каков предполагаемый способ его применения и т.д. Следует учесть, что именно добавки повышают эффективность и продлевают срок службы смазки, благодаря им снижается температура текучести и расширяется диапазон температур сохранения достаточной вязкости смазочного материала. Кроме того, добавки препятствуют формированию пены, контролируют окисляемость, предотвращают формирование отстоя и пленки, уменьшают фрикционное изнашивание (об этом следует помнить, проводя стандартные испытания оборудования, результаты которого, благодаря добавкам, могут искажаться).

Лучшие смазочные свойства у вязких масел. Действительно, именно вязкие масла могут сформировать толстослойные смазочные пленки. Однако следует помнить, что, благодаря некоторым добавкам (например, сульфатным и металлическим присадкам) повышаются смазочные свойства масел без увеличения вязкости.

Если по SAE или ISO вязкость масел одинакова, значит, они взаимозаменяемы. Это не так. Следует помнить, что номера SAE и ISO могут помочь лишь выбрать смазку с определенным уровнем вязкости, каких-либо иных характеристик они не подразумевают. Например, гидравлическое масло не может быть заменено моторным маслом, хотя по SAE данные смазочные материалы одного класса вязкости. В более вязких маслах больше нерастворимых примесей. В современных смазочных материалах моющие или диспергирующие присадки способствуют удерживанию значительного объема нерастворимых примесей в тонкодисперсных однородных частицах. Эти частицы распределяются по объему масла таким образом, чтобы свести к минимуму риск формирования отстоя или вредных осадков. В результате смазочный материал с довольно высоким уровнем вязкости содержит минимальное количество потенциально опасных нерастворимых примесей.

Кислотность масла соответствует кислотному числу. Следует помнить, что в большинстве масел, благодаря металлическим присадкам, кислотное число больше, чем кислотность самого смазочного материала. Если же кислотное число повышается в процессе эксплуатации, это может свидетельствовать о приобретении маслом коррозийных свойств или же о попадании в смазочный материал загрязнителей и некоррозийных продуктов износа. Изучив содержание золы, можно получить информацию о наличии в масле абразивных компонентов. Это не совсем так. Ведь некоторые металлические добавки могут формировать неабразивную золу, которая, фактически, никакой информации о самом масле не содержит. Чтобы обнаружить абразивные компоненты, масло нужно прогнать через диск фильтра тонкой очистки (5 микрон) и исследовать при помощи увеличительного стекла осадок. Более подробный количественный и качественный анализ выявленных абразивных компонентов можно провести при помощи спектрофотометрии и только в лабораторных условиях.

Информация о содержании коксового остатка по Конрадсону (CCR) чрезвычайно важна. Действительно, данный тест, разработанный для измерения коксового остатка в смазке парового цилиндра, был очень важен в те времена, когда полностью поглощаемые компоненты были выварены (в ходе тестов замерялся остаток). Но, поскольку в процессе применения современных смазочных материалов масло не вываривается и причиной появления углистых отложений чаще всего является старение (или загрязнение) масла, тест CCR утратил былую значимость.

Масла с высокой удельной плотностью обладают низкой стойкостью к окислению. Это не так, если речь идет о современных смазочных материалах, устойчивость которых повышается за счет применения более совершенных технологий на нефтеперерабатывающих предприятиях и использования добавок, повышающих стойкость смазочных материалов к окислению. Принять и переместить масло по системе насос может при температуре не ниже температуры застывания. Не обязательно. Ведь температура застывания (при которой смазочный материал приобретает максимальную вязкость, на грани затвердевания) определяется в лабораторных условиях. Во время тестирования напор, осуществляющий подачу масла — примерно 25% in. Это также следует учитывать (ведь в режиме эксплуатации он может быть выше или ниже тестового).

Масло предназначается только для смазки механизмов, иных функций у него нет.Это не совсем так. Кроме вышеупомянутой функции, масло рассеивает нагревание, предотвращает попадание загрязняющих веществ в уплотнители подшипников, смывает грязь и частицы износа (выносит их на фильтры механизма).

Чем больше смазки, тем лучше будет работать механизм. Ошибочное мнение. Следует помнить, что, например, нанесение чрезмерного количества смазки на уплотнители может разрушить их (в результате загрязняющие вещества могут попасть в механизм), а в подшипнике электродвигателей может проникнуть в намотку и привести к сгоранию двигателя. Подшипники от излишней смазки перегреваются (так как увеличивается сопротивление жидкости) и выходят из строя, кроме того, нагрев сокращает срок использования масла и т.д.

Масло для гидросистем — самое низкокачественное. Масло, использующееся для обеспечения передачи энергии и смазки гидравлических насосов, подшипников, цилиндров и т.д., должно быть износостойким, стойким к окислению, обеспечить высокий уровень защиты двигателя насоса и т.д. Следовательно, масло для гидросистем — вполне качественный смазочный материал.

Если масло огнестойкое, оно не загорится. К сожалению, это не так — огнестойкие гидравлические масла все-таки горят, но лишь пока есть огонь, а сразу после устранения огня горение прекращается (в то время как обычное минеральное масло после устранения огня продолжает гореть до потушения). Кроме того, воспламенить огнестойкое гидравлическое масло значительно сложнее, чем нефтяные смазочные материалы.

Хороший специалист может оценить качество смазки по вкусу, запаху и т.д. Такое мнение было вполне справедливо, когда многие виды смазок производились для конкретного применения. Действительно, их консистенция (клейкие, мягкие и однородные и т.д.), вкус и запах легко могли быть различимы для специалиста. Но современные смазки, созданные для комплексного применения, почти все мягкие, маслянистые, коротковолокнистые, и даже опытный человек не всегда способен определить "на глаз", насколько качественный смазочный материал перед ним. На вкус такие материалы, как правило, отвратительны и отнюдь не безвредны для организма, потому настоятельно рекомендуем применять для оценок масел более безопасные методы.

Противозадирный агент (ЕР) в смазке — дисульфид молибдена. Следует помнить, что противозадирный агент должен реагировать со смазочной поверхностью для формирования пленки. Дисульфид молибдена, являющийся просто густой смазкой, такого эффекта не вызывает.

В смазку с водоотталкивающими свойствами вода не проникает. Ошибочное мнение. Ведь только после абсорбирования воды смазка начинает ее отталкивать. Смазка, обладающая водоотталкивающими свойствами, не утрачивает своей консистенции, абсорбируя воду. Другие смазки (например, натриевые), не имеющие водоотталкивающих свойств, в процессе абсорбции становятся все мягче. Через некоторое время такая смазка окончательно разжижается и вымывается.

Самая качественная смазка характеризуется наиболее высокой точкой каплепадения. Нет. Смазки с высокими точками каплепадения могут применяться при более высоких температурах, данный показатель не несет в себе информации о качестве смазки.

Производитель в гарантии механизмов обязательно указывает требования по использованию смазки. К сожалению, такая информация в гарантии присутствует не всегда. Потому, перед заменой смазки, следует проконсультироваться с производителем (особенно если срок гарантии еще не истек).

Любой сотрудник может провести смазочные работы. Это не так. Ведь следует не только соблюсти график смазывания механизмов, на что действительно способен любой работник. Следует учесть, что опытный техник по смазке, хорошо знающий механизмы, с которыми работает, способен заметить проблему на начальной стадии по различным признакам (перегрев, звуки, резкие изменения запаха или цвета), которые дилетанту ни о чем не скажут.

Смазка — это дорогое удовольствие. Может быть, но стоимость простоя или же поломки дорогостоящего оборудования по причине не систематической или небрежной практики смазки обойдется еще дороже.

Общая стоимость смазки почти равна стоимости смазочных материалов. Увы, это не так. Соотношение между стоимостью смазочных материалов и стоимостью их применения — примерно 1:5 (ведь следует учесть оплату работы техника, контролера, транспортировки, хранения и т.д.).

На смазочных материалах много не сэкономишь. При правильном использовании смазочных материалов, наиболее подходящих для данных механизмов и данного режима эксплуатации, эффективном техническом обслуживании, очистке или фильтрации смазки дает возможность значительно сократить употребление масел. Экономия в некоторых случаях составляет тысячи долларов (например, переход на смазку класса "премиум" с длительным сроком эксплуатации принесла одному из производителей металлоконструкций за год прибыль 33000 долларов).